понедельник, 26 января 2009 г.

История Каннского фестиваля

История Каннского фестиваля

Каннский фестиваль появился на свет в 1939 году благодаря директору французской ассоциации артистического действия Филипу Эрланже. Годом ранее Эрланже был в Венеции, и его неприятно поразило, что все призы «Мостры» достались фильмам, сделанным в нацистской Германии и фашистской Италии. Поэтому у Эранже возникла идея независимого альтернативного кинофестиваля, не подчиняющегося никакой цензуре. между Биаррицем и Канном и выбрали последний - за его «солнечность и очаровательное местоположение».

Открытие было запланировано на 1 сентября 1939 года. И вот буквально накануне открытия, 29 августа Германия выдвинула Франции ультиматум, а 3 сентября французы объявили Гитлеру войну. Фестиваль решено было отложить до конца военных действий. Ждать пришлось целых семь лет.

Повторный старт был взят фестивалем только после окончания войны - 20-го сентября 1946-го года, в старом Зимнем казино пошли первые просмотры. Правда, одновременно началась забастовка каннских коммерсантов, и все магазины на набережной Круазетт и Антибской улице были закрыты. Вот что вспоминает о первом фестивале в Каннах Жорж Кравенн, впоследствии ставший одним из руководителей оргкомитета: « Нас просто не замечали. отчеты не печатались, интервью с актерами и режиссерами никого не интересовали». Открыл фестиваль советский документальный фильм «Берлин». Потом показали фильм Хичкока «Дурная слава»

В 50-х время проведения фестиваля было перенесено с сентября на апрель - в частности, такое решение было принято из-за того, что осенью поток туристов оказался меньше ожидаемого. Однако главной причиной было то, что Канны проходили позднее других фестивалей (Берлинского и Венецианского), и в результате лишался возможности устраивать премьеры многих фильмов. Перенос фестиваля на весну способствовал привлечению величайших кинематографистов со всего мира - в 50-е годы в Канне были отмечены ленты таких признанных мастеров, как Ингмара Бергмана, Орсона Уэллса, Жака Кусто, Уолта Диснея и других...

В 1954-ом случилось два события, изменивших облик фестиваля. Парижский ювелир Сюзанн Лазон выдвинул идею того, что облик фестивальных наград должен иметь ассоциации с пальмой, являющейся символом города. Известный французский режиссёр Жан Кокто, друживший с Лазоном, сделал набросок и уже на следующий год Гран-при фестиваля был переименован в "Золотую Пальмовую ветвь"
До 1965 года президентами жюри были только мужчины, и первой женщиной возглавившей жюри стала Оливия де Хэвиллэнд. А вот Джейн Кэмпион в 1993 году удостоилась чести стать первой женщиной-режиссером, получившей пальмовую ветвь, за фильм «Пианино». В 1978 году фестиваль возглавил его нынешний президент Жиль Жакоб. Он придумал конкурс «Особый взгляд» и приз «Золотая камера» для лучшего дебюта, показанного в любой из секций. А в 1998 году возникла программа Cinéfondation, посвященная студенческим работам киношкол мира. В 2004 году появилось место для не очень развитых кинематографий: в просторной палатке на берегу стали показывать небольшие фильмы, в число которых вошли и российские ленты - «9 рота», «Космос как предчувствие» и «Пыль».

Парадная лестница Дворца фестивалей состоит из двадцати четырех ступенек, покрытых пунцовым ковром площадью в тысячу квадратных метров.

Самым почётным призом является присуждаемая за лучший фильм «Золотая пальмовая ветвь»

Иногда (последний раз в 1997) «Золотая пальмовая ветвь» присуждается сразу нескольким фильмам.

Кроме того существуют ещё и другие награды:

  • Гран-при,

  • награды лучшим актёру, актрисе, режиссёру и сценаристу,

  • приз жюри,

  • «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм

  • «Золотая камера» за лучший дебют.


Комментариев нет:

История одной фотографии.

Давненько меня интересовала тема этой фотографии, французская женщина, дающая пенделя немецкому военнопленному. Странная вольность, каза...